- Православное исповедание кафолической и апостольской церкви восточной
- одна из символических книг русской церкви. Мнения ученых богословов об авторе этой книги колеблются между признанием таковым или киевского митрополита Петра Могилу, или его сподвижника Исаия Трофимовича Козловского, или совместное участие того и другого. Последнее мнение, подтвержденное известным проф. богословия С. Т. Голубевым, который признает это сочинение работой целого кружка лиц по инициативе Петра Могилы и при участии Козловского, имеет больше всего шансов быть признанным. Относительно же повода и времени его возникновения, можно с уверенностью сказать следующее: Петр Могила, желая дать православным руководство к ознакомлению с чистым православным учением и ограждению их от влияния распространившейся в то время деятельности инославных церквей, созвал в 1640 г. собор, который и составил киево-могилянский Катехизис под заглавием "Изложение Российской веры". "Изложение" это было представлено на рассмотрение и утверждение отцов ясского собора, который, переработав и дополнив его, выпустил в 1643 г. под именем "Православное исповедание греков", на что указывает и то, что греки учили русских, что исправление "Изложения" поручено было греку Мелетию Сиригу, что "Исповедание" содержит ссылки на мнения греческих отцов церкви, а также и то, что первоначально написано оно на греческом и латинском яз. и только в 1685 г. появилось на русском. Отношение греческой и всей восточной церкви к "Правос. Испов." выразилось: во-первых, в утверждении такового в 1645 г. всем собором архиереев и всеми святейшими вселенскими патриархами и находившимися при них иерархами, во-вторых, во взгляде на него, как на "исповедание правое и чистое", в-третьих, в свидетельстве патриарха иерусалимского Досифея, как о книге, принимаемой всей восточной церковью. Православная русская церковь, в свою очередь выразила свое одобрение, во-первых, придав этой книге основы Катехизиса; во-вторых, отзывом патр. Адриана, который назвал ее "богодухновенной"; в-третьих, признанием Дух. Регламента быть ей в числе книг, годных к народному наставлению; в-четвертых, распоряжением Св. Синода в 1837 г. о напечатании ее в количестве около 30.000 экземпляров "для снабжения оным всех церквей империи"; в-пятых, правилами, данными в 1838 г. по Семинариям преподавателям догматического и нравственного богословия, которым вменялось в обязанность проверять эти учения "Правосл. Исповеданиям", и в-шестых, ссылками на эту книгу русских богословов в самых главных пунктах учения православной восточной церкви. Содержание "Православ. Исповед." распадается на три части, согласно трем богословским добродетелям: о вере, надежде и любви, в форме вопросов и ответов. Первая часть, кроме предисловия об общем суждении о вере, имеет 126 вопросов и ответов, которые излагают истины веры в порядке Никео-Константинопольского символа, заключающего следующие суждения: о Боге, об Ангеле, об И. Христе, о человеке, о грехопадении, о семи дарах Св. Духа, о девяти заповедях церковных, о семи таинствах и эсхатологию. Вторая состоит из 63 вопросов и ответов, которые учат о молитве вообще, о молитве Господней (Отче наш) и о девяти заповедях блаженства. Третья состоящая из 72 вопросов и ответов, трактует о добрых делах, о разных видах греха и о десятословии.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.